Сможет ли искусственный интеллект заменить труд писателя, журналиста, редактора, копирайтера? Беседуем со Светланой Андросовой, шеф-редактором Грамотус.ру, работающей в сфере журналистики более 20 лет.
— Светлана Александровна, за то время, что вы в профессии, многое изменилось?
— Считаю, что перемены произошли глобальные. Я пришла в многотиражку, созданную при самарской телекомпании, ещё не окончив вуз, не имея опыта работы в редакциях, не осознавая своих творческих и организаторских возможностей, но при этом с твёрдой уверенностью, что журналистика — это романтика, драйв, полёт. Я буквально горела работой. Могла не спать ночами, писать, стирать и снова писать, чтобы рубрика интервью, которую мне поручили вести, полюбилась читателям.
Потом, работая редактором другого печатного издания, приходилось задерживаться до полуночи, чтобы проверить верстку, вычитать тексты ещё и ещё раз, а утром везти готовый файл в типографию. Разумеется, на флешке. Не хочется даже вспоминать, какие кошмары снились, если с файлами случалось что-то!
А потом пришла «цифра», и традиционные газеты постепенно стали не то чтобы не интересны читателям, но издателям — точно.
Причина не только в подорожании бумаги и типографской краски, высоких затратах на производство печатного издания. Основная причина в том, что классическая журналистская подача материалов вышла из моды. Что же вошло в повестку? Информационный заказ.
Да, на смену журналистике пришел медиабизнес. Об этом говорят на факультетах журналистики. Об этом написано много научных статей. Так стоит ли удивляться тому, что искусственный интеллект начинает нам диктовать, что и как писать? Стоит ли в принципе теперь удивляться, что созданием текстов занимаются программы? Ведь какие задачи у бизнеса? Экономить ресурсы, продавать дорого.
— То есть, вы считаете, что журналистики уже нет?
— Почему же? Она была, есть и будет. Это всё равно, как отрицать, что истина существует. Она тоже была, есть и будет, даже если она кому-то неинтересна.
Я думаю, что в обществе был и останется запрос на хорошие умные тексты, в которых присутствует живая мысль, за которыми стоит живой автор — думающий и чувствующий человек.
И даже среди молодежи, которая, как нас заверяют, мыслит «клипово», разучилась читать большие статьи и не желает глубоко погружаться в смыслы, множество тех, кто вне подобной реальности.
— Но это вы говорите о частностях, а как же быть с массовой журналистикой? Какой тогда, на ваш взгляд, она должна быть?
— Такой, какая она сейчас есть. Нет смысла бороться с реальностью и кричать на каждом углу: «Караул! Мы идём не в ту сторону!»
Каждое явление, длящееся во времени, на мой взгляд, переживает свои жизненные этапы. Сегодняшняя массовая подача информации — это, если хотите, кризис жанра.
Причём, что интересно, не общество потребовало: «Пишите нам просто, без изысков!» Его подвели к тому, что теперь будет так, а не иначе: «Нате, кушайте!»
Обратите внимание, уйдя «в цифру», даже серьёзные издания стали писать тексты короче, понятнее рядовому потребителю. Казалось бы, пиши себе теперь и пиши — бумаги не нужно. Но нет.
Поисковые системы каждый год меняют критерии ранжирования сайтов, и этому нужно соответствовать. Значит, необходимо писать такие заголовки, чтобы тебя Яндекс увидел и полюбил.
И ключевые слова нужно употреблять, и соблюдать прочие технологии, которые позволят медиаресурсу привлечь трафик. Трафик — вот что важно. Читатель — это из прошлого века.
— Вы негативно относитесь к переменам?
— Хм. Что-то я действительно не приемлю. Например, то, что журналисты начали писать безграмотные тексты.
Пожалуй, стоит констатировать: сегодня программы знают лучше русский язык, чем люди. Но, в целом, я не против перемен. Кто знает, может завтра искусственный интеллект научится так мыслить, что начнёт писать лучше, чем Александр Сергеевич Пушкин или Лев Николаевич Толстой. Несколько программ заменят редакции сто журналистов и штат технических работников. Мечта любого инфобизнесмена!
Но что-то я сильно сомневаюсь в том, что роботы научатся испытывать такие чувства, как восхищение, горечь утраты, муки совести и муки творчества тоже.
Складывать из букв слова — это ещё не журналистика.
А что думаете вы: сможет ли искусственный интеллект заменить полностью труд писателей, журналистов, копирайтеров? Пишите в комментариях.
Живую статью не заменит ни какой искусственный интеллект. Автор вкладывает душу (то есть эмоции) в свои произведения! Человека создал ВСЕВЫШНИЙ и вдохнул в него душу! Искусственный интеллект создал человек, человеку многое дано, но не все! И вообще, я боюсь как бы снова не получился «автомат Калашникова».
Спасибо за мнение! Грамотус тоже считает, что пока есть человек, есть надежда, что останется и человеческое.