«Компания» или «кампания»: как писать правильно

компания или кампания Правописание

В русском языке встречается немало слов, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разное значение. Так, например, компания может проводить различные кампании, но кампании могут быть не только у компании. Ералаш? Не совсем, если понимать истинное значение существительных, различающихся в написании только одной гласной буквой.

Что такое омофоны

Компания и кампания — слова-омофоны. При произношении они звучат одинаково, однако пишутся с небольшим отличием. Столб и столп, гриб и грипп, лук и луг, бал и балл, предать и придать — тоже омофоны. 

Омофоны не следует путать с многозначными словами. Например, «столп» имеет несколько значений, одно из которых устаревшее (то же самое, что и столб, только по-старинке),  другое — переносное (например, столп науки — выдающийся научный деятель). Прямое же значение существительного столп — башня, вышка, колонна, опора. При этом, как видите, во всех случаях слово пишется одинаково.

Но вот с «компанией-кампанией» всё выглядит сложнее, не так ли. Как разобраться, когда писать «о», а когда «а»? Для этого следует выяснить, каково лексическое значение слова.

Что такое «компания» и почему пишется через «о»

Впервые в русском языке существительное «компания» появилось около середины XVII века и означало торговое объединение. Слово пришло из латинского языка, где compania означало «сообщество». Причём com — сродни русской приставке «с», а pani в переводе — «хлеб». Таким образом, «компания» — это сообщество сотрапезников. Именно за застольем люди становились ближе друг другу, ведь разделить с человеком трапезу — значит продемонстрировать особое доверие.

На доверии строятся компании, объединяющие людей по интересам. Так компании могут быть государственными и частными, производственными и некоммерческими, страховыми или торговыми, управляющими и публичными. Кроме того, слово «компания» уместно в отношении группы друзей, употребляется в сочетании с прилагательными «дружеская» или «тёплая», а также во фразеологических оборотах, например, «душа компании».

Одна из старейших и известных в России и за рубежом — группа компаний «Калашников», она производит самое распространённое в мире стрелковое оружие — автомат Калашникова.

Компания «Уралвагонзавод» почти за 90 лет существования произвела более миллиона вагонов и поставляет российские танки во многие страны мира.

Старейшей российской компанией считают Петергофскую гранильную фабрику, которую основал Пётр I в 1721 году, где и по сей день производят изделия из камня, в том числе драгоценные.

Итак, если слово «компания» употребляется в значении «группа единомышленников» или «торгово-промышленное объединение», то в первом слоге пишем «о»: компания

Что такое «кампания» и почему пишется с «а»

Гласный «а» следует писать в слове кампания, если речь идёт о военной операции, морском походе или о продолжительном процессе, который осуществляется с какой-то общественной, политической или хозяйственной целью. Кроме того, кампанией называют время непрерывной работы какого-либо механизма.

Существительное «кампания» появилось в русском языке в начале XVIII века. Слово пришло из латинского языка, где cámpus означает «поле» или «место сражения». Поэтому сначала кампаниями называли только военные операции. В современном же значении существительное означает какое-либо массовое мероприятие.

Наполеон Бонапарт продемонстрировал силу таланта военного стратега в Первую Итальянскую кампанию

Предвыборные кампании во многих странах сопровождаются «грязными» технологиями: некоторые кандидаты не гнушаются использовать нечестные способы политической борьбы.

Уборочная кампания завершается в августе, аграрии подводят итоги сбора зерновых культур.

Цель рекламной кампании — привлечь внимание потребителей с наименьшими затратами. 

А ещё Кампания — область в Южной Италии. Кроме того, в честь региона был назван астероид, открытый в 1893 году. Так как это имена собственные, писать их следует с заглавной буквы.

Статья была полезной? Разобрались, компания или кампания следует писать и в каких случаях? А какие омофоны знаете вы? Делитесь в комментариях!

 

Оцените статью
ГРАМОТУС
Напиши комментарий

Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.

  1. Светлана

    Очень часто не различают «компанию» и «кампанию», пишут всё через «о». Интересная статья, познавательная. Не знала, что есть Кампания в Италии и даже астероид.

    Ответить